Обобщение педагогического опыта работы
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
В целях дальнейшего развития обмена опытом между педагогическими работниками МАДОУ №15 «Югорка» и их стимулирования к новым достижениям в профессиональной деятельности открыта цифровая передача (трансляция) методических материалов и лучших практик по повышению качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию.
Документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- объединить усилия в работе по патриотическому воспитанию, которая включает в себя комплекс задач:
- формирование представлений о семье и человеке;
- формирование представлений о родном крае и о его природе;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- развитие чувства гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются вопросы, связанные с включением родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, в работе по данному направлению мы решили использование технологию проектирования.
Благодаря участию родителей в проектах, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
В рамках различных проектов, вместе с родителями дети посетили музеи, выставки, достопримечательности города. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, сочиняли рассказы и сказки, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проектов.
Поначалу было сложно убедить родителей, участвовать в проектной деятельности. Начинали с просьб: найти картинку, сделать поделку, нарисовать рисунок с детьми по теме.
Постепенно у родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду. Они с увлечением сами рассказывали о новой для них информации, найденной в процессе работы с ребенком над проектом.
Вся работа по проектной деятельности выстраивается нами по этапам:
Первый этап – выбор темы исследования. Тема должна быть достаточно широкой, чтобы каждый ребенок смог найти в ней интересующий его аспект.
Второй этап, самый обширный – сбор информации. Создаются оптимальные условия для реализации поисково-познавательной детской деятельности.
Третий этап – реализация проекта. В ходе реализации этого этапа организуется совместная творческая, экспериментальная, продуктивная деятельность с детьми. В ходе этого этапа ребенок имеет возможность проявить себя с разных, иногда совершенно неожиданных сторон, что, несомненно, способствует развитию его личности, повышению самооценки.
Четвертый этап – презентация. Это самый яркий и запоминающийся этап. Наша задача на этом этапе, дать возможность проявить себя всем детям, для того чтобы они смогли рассказать о своих находках, достижениях, осмыслить результаты своей деятельности, повысить самооценку. В процессе своего выступления перед сверстниками или перед взрослыми, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения.
В содержание проектов мы включаем разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Представление продукта проектной деятельности происходит в форме выставок, занятий, акций.
Совместно с родителями пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, иллюстрациями, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей.
Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству.
Для выявления творческого потенциала родителей и их желания сотрудничать мы предложили сделать семейную поделку «Семейный альбом», «Древ семьи» и т.п.
Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию при тесном взаимодействии с родителями может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью
А самое важное то, что в процессе организованной нами детской исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.
А также большой победой мы считаем вовлечение родителей в жизнь группы, дошкольного образовательного учреждения.
Привлекая родителей к совместному с детьми решению проектных проблем по патриотическому воспитанию, мы убедились в ценности взаимодействия двух миров: детства и взрослых, и только при активном совместном участии родителей и детей в различных видах деятельности, может быть продолжено развитие патриотический представлений у дошколят.