Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Организация специализированной (коррекционной) помощи, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа в Учреждении проводится в условиях групп: компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития; компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи; компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Работа проводится по Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В.Нищевой; Программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; Дополнительной образовательной программе речевого развития дошкольников «АБВГДейка», О.С. Гомзяк; Примерной программе коррекционно-развивающей работы под редакцией С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка».
Основная цель:
Преодоление общего недоразвития речи, подготовка к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.
Задачи:
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
- устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
- развить связную речь;
- предупредить нарушения письма;
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности.
Коррекционная работа включает в себя проведение фронтальной и индивидуально-подгрупповой НОД, на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год.
Фронтальная НОД проводится – 3 раза в неделю продолжительностью 20 – 25 (25-30) минут по таким разделам: развитие лексико-грамматических средств языка; развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа; развитие связной речи. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводится ежедневно с каждым ребёнком 3 раза в неделю.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков, формирование психических процессов. В работе с детьми используются разнообразные методы и приёмы, в зависимости от характера нарушения – с механической помощью, по подражанию, от сохранных звуков.
Проводя исследование речевого развития, в рамках реализации программы, учитель – логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с ОНР и помогут отследить динамику речевого развития.
Работа педагогов-психологов направлена на достижение цели:
1) психологическое здоровье детей дошкольного возраста, что предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства (онтогенеза);
2) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие детей на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка рассматривается как психологическое сопровождение.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
-оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
-повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
Психолого-педагогическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- психопрофилактика (содействие первичной профилактике детских проблем);
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
- диагностика (индивидуальная, групповая);
- коррекционная и развивающая работа (индивидуальная, групповая).
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
Проводится с детьми с низким уровнем развития познавательных процессов. Занятия продолжительностью от 15 до 30 минут, проводятся 1 раз в неделю, направлены на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, на активизацию мыслительной и речевой деятельности, развитие когнитивных процессов. Программа (индивидуальные образовательные маршруты) составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его развития. При составлении используются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, зрительно-моторной координации.
Объекты для проведения практических занятий
Групповые ячейки – 16 – 2 294,0 м2 (игровые –791,3, спальни – 818,4, раздевальные – 305,2, буфетная – 110,1, туалетные - 269,0);
Оздоровительный блок (бассейны)- 212,4 м2 (кабинет мед. сестры – 11,8, кабинет инструктора по плаванию – 12,2, помещения бассейна – (холл для разминки)-114,0, раздевальные (18,6+16,0)-34,6, душевые (10,3+11,9)- 22,2, лаборатория анализа воды – 11,3, помещение для хранения спорт инвентаря – 6,3
Кабинет логопеда– 18,0 м2
Кабинет психолога– 18,0 м2
Прогулочные площадки– 16х180,0 м2 – 2 880 м2
Спортивные площадки – 2 (150+317) – 467 м2.
Групповые участки оснащены постройками для игровой деятельности, оборудованием для развития основных движений, малыми формами, автоплощадкой для изучения правил дорожного движения
Библиотека
Методический кабинет Учреждения оснащен библиотечно-информационными ресурсами по следующим разделам:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Чтение художественной литературы»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
С целью реализации образовательной программы дошкольного образования Учреждения на учебный год утверждается перечень используемой литературы в соответствии с возрастными особенностями детей: от 2 до 4 лет – 194, от 4 до 5 лет – 141, от 5 до 6 лет – 186 и от 6 до 7 лет – 194.
Помимо методического кабинета, в каждой группе Учреждения есть мини-библиотека, в которой имеются как методическая литература, так и детская художественная литература для чтения детям, справочники, энциклопедии и пр.
Таким образом, Учреждение обеспечено методической и детской литературой, картинами и репродукциями, предметами декоративно-прикладного искусства, однако недостаточно технических средств обучения.
Спортивные объекты
Центры физического развития в каждой группе, физкультурный зал, малый физкультурный зал, бассейн, медицинский и прививочный кабинет.
Групповые участки оснащены постройками для игровой деятельности, оборудованием для развития основных движений, малыми формами, автоплощадкой для изучения правил дорожного движения.
Физкультурный зал:
Контейнер для хранения мячей – 3,
Куб большой 40 см - 10,
Куб малый 20 см – 6,
Батут 100 см – 2,
Батут большой-1
Бревно гимнастическое -1
Щит баскетбольный навесной – 4,
Мат складывающийся – 2,
Мат с разметкой - 3,
Мат малый - 2,
Мат гимнастический – 8,
Дуга для подлезания – 2,
Доска ребристая 1,5 места с навесными крючками – 4,
Скамья гимнастическая 2000*240*350 – 4,
Скамья гимнастическая 2000*200*200 – 2,
Стена гимнастическая детская 2,7 метра – 4,
Лестница верёвочная с перекладинами 2 метра – 1,
Стойки для прыжков в высоту. В комплекте 2 шт. высота стоек 1300мм-2,
Коврик гимнастический -8
Ширма медицинская трехсекционная – 3
Тренажер детский «Беговая дорожка» -2
Тренажер детский «Бегущий по волнам» -2
Тренажер детский «Для пресса» -2
Тренажер детский «Скамья под штангу» -2
Средства обучения и воспитания
Виды средств обучения и воспитания
Печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, наглядный раздаточный материал)
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийная установка: проектор, ноутбук)
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы и мультфильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски,)
Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные, куклы, машины большого и малого размера)
Тренажеры и спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МАДОУ №15 «Югорка» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан: доступен частично избирательно.
Специальные условия питания
Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, является предметом особого внимания администрации Учреждения. Организация питания детей осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами. Организовано 4-х разовое питание воспитанников в соответствии с 10 дневным цикличным меню. В рационе круглый год овощи, фрукты и соки. Специально разработана картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нём белков, жиров, углеводов.
Условия хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий соблюдаются, согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Пищевые продукты хранятся в соответствии с требованиями, условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием – изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Имеются складские помещения для хранения пищевых продуктов с установленными холодильными камерами для мяса, мяса птицы, рыбы, молочной продукции, оборудованные приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
Бракераж блюд проводится перед каждым приёмом пищи, результаты органолептической оценки качества блюд заносятся в бракеражный журнал готовой продукции своевременно. Отборы суточных проб производятся ежедневно в полном объёме и хранятся в надлежащем виде, отметка производится в плане-графике должностного контроля шеф-повара. Организация работы пищеблока учреждения соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям охраны труда и техники безопасности.
Питание детей обеспечивается за счет продуктов, хорошо усвояемых детским организмом, т.е. соответствует возрастным возможностям, в частности уровню развития пищеварительного аппарата. При составлении меню-требования шеф-повар руководствуется разработанным и утвержденным 10-дневным меню (согласно пищевой ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года, что исключаетоднообразие питания. Основные блюда не повторяются чаще одного раза в неделю. Исключение составляют молоко и молочные продукты, которые должны ежедневно входить в рацион питания.
Пища детей смешанная (мясо-молочно-растительная) с достаточным количеством витаминов. Детский рацион состоит из молока, яиц, супов (мясных, молочных, овощных), творожных запеканок, масла (сливочное и растительное), всех сортов хлеба и кондитерских изделий, картофеля в виде пюре или сильно разваренного, овощей, фруктов (хорошо отобранных и тщательно промытых).
Точный и целесообразный режим питания, соблюдаемый в детском саду создает лучшие условия для усвоения пищи. Суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и калорийности приема пищи.
Меню составлено таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда давались в первую половину дня, т.е. на завтрак и обед, т.к. продукты богатые белком повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка.
Контроль качества питания, разнообразия и витаминизации блюд, закладки продуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, правильности хранения и соблюдения сроков реализации продуктов осуществляется администрацией Учреждения.
С этой целью обеспечения правильного питания ребенка в семье педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в Учреждении, вывешивая на информационном стенде ежедневное меню
Специальные условия охраны здоровья
Целью оздоровительной работы в Учреждении является создание устойчивой мотивации в потребности сохранения своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому, очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни.
В Учреждении используются здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.).
2) Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия (в том числе в бассейне), проблемно-игровые игротренинги, игро-терапия; коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья».
3) Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия (сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, метод биоэнергопластики, кинезиологические упражнения).
Усилия работников Учреждения, родителей сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Успешно реализуется Программа по обучению детей плаванию в детском саду
Е.К. Вороновой. Основной целью программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.
Организована работа Центра здоровья, разработаны Положение и Перспективный план работы Центра здоровья на 2017-2021 годы, согласно которому работа в Учреждении по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками. Так, с детьми организуются подвижные игры, кружковая деятельность, физкультурные занятия, праздники, развлечения и др. С родителями – работа по укреплению здоровья дошкольников, консультации. С воспитателями проводятся мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.
Система физкультурно-оздоровительной работы в Учреждении включает:
- Занятия по физкультуре: традиционные; занятия-соревнования; интегрированные с другими видами деятельности; физкультурно-спортивные праздники и развлечения.
- Систему закаливающих процедур: воздушное закаливание; хождение «по дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия); хождение босиком; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, полоскание ротовой полости кипяченной водой после каждого приема пищи; чистка зубов перед сном; сон с доступом свежего воздуха; обмывание рук по локоть; посещение бассейна; обливание ног (в летний период).
В целях предупреждения распространения заболеваемости среди воспитанников учреждения в осенне-зимне-весенний период, осуществлялись санитарно-профилактические мероприятия по предупреждению и профилактике ОРВИ и гриппа:
- сформирован план совместных мероприятий по предупреждению гриппа и ОРВИ с БУ ХМАО - Югры «Мегионская городская больница»;
- усилен контроль за качеством проведения утреннего фильтра;
- проведена в соответствии с планом вакцинация детей и работников;
- по рекомендации медицинских работников, родители (законные представители) систематически применяют противовирусные препараты (закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия с использованием чеснока);
- систематически проводится просветительская работа с родителями детей, посещающих учреждение, о необходимости вакцинации детей и употреблению противовирусных препаратов в период подъема заболеваемости.
В каждой группе имеются закрытые облучатели «Дезар-3», приобретено дополнительное спортивное оборудование для проведения занятий по физической культуре в зале.
Используемая система закаливающих процедур повышает сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних факторов, что позволяет стабилизировать состояние здоровья воспитанников.
Доступ к информационным системам
МАДОУ имеет доступ к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы
Воспитанники МАОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам не имеется.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- Персональный компьютер – 37 шт.
- Программно-аппаратный комплекс «Мишка» с переносной стойкой – 1 шт.
- Мультимедиа проектор Asus – 1 шт.
- Фотоаппарат цифровой зеркальный Canon EOS 1200D 18-55DC Kit – 1 шт.
- Шар зеркальный с приводом (шар зеркальный со встроенной светодиодной подстветкой и приводом вращения для создания мягкого освещения и мерцающих, плавно движущихся разноцветных бликов) – 1 шт.
- Музыкальный центр Sony – 4 шт.
- Музыкальный центр Sony ZS-PS50 – 16 шт.
- Цифровое пианино – 2 шт.
- Развивающая игра «Сенсино» (настольная) для развития тактильных ощущений – 1 шт.
- Программно-методический комплекс интерактивная песочница – умный стол – 1 шт.
- Многофункциональный комплекс для дидактических материалов и технических средств обучения «Колибри» –1 шт.
- Стол для рисования песком – 3 шт.
- Панель интерактивная – 4 шт.
- Интерактивные мультимедийные устройства STM – 6 шт.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ №15 "Югорка" отсутствуют